Каталог статей
Главная » Статьи » Духовность » Духовность |
Человек - это радуга, все ее семь
цветов. В этом его красота, в этом же его проблема. Человек многогранен,
многомерен. Он не прост, - он бесконечно сложен. И из этой сложности рождается
та гармония, которую мы называем Богом, - божественная мелодия. Поэтому первое, что следует понять о
человеке, это то, что человека еще нет. Он - лишь возможность, некий потенциал.
Человек может быть, человек - это обещание. Собака есть, камень есть, солнце
есть, человек - может быть. Отсюда беспокойство и страх: как бы не упустить
свой шанс, - уверенности-то нет. Вы можете расцвести, а можете и не расцвести.
Отсюда внутренняя дрожь, трепет, тревога: "Как знать, сумею ли я?" Человек - это мост между животным и
Божественным. Животные бесконечно счастливы, - конечно же, они не осознают
своего счастья, но счастливы они бесконечно, им чужды заботы и неврозы. Бог
бесконечно счастлив и сознателен. Человек пребывает как раз между ними.
Оставаясь в преддверии, он всегда колеблется - быть или не быть? Я говорю, что человек - это радуга,
поскольку радуга дает вам полный спектр для понимания человека - от низшего к
высшему. У радуги семь цветов, у человека - семь центров его существа. Семерка
издревле имеет аллегорическое значение. В Индии эта аллегория обрела форму семи
чакр. Низшая из них - муладхара, высшая - сахасрара, а между ними пять ступеней
- еще пять чакр. И человеку нужно пройти все эти семь ступеней - семь шагов к
Божественному. Обычно мы застреваем в самом низу.
Первые три - муладхара, свадхистхана и манипура - животные чакры. Если вы
живете только на этих трех чакрах, то вы не более чем животное - и тогда это
преступление. Дело не в том, что вы и вправду преступаете законы, - ваш
проступок состоит в том, что вы неспособны реализовать свое предназначение, вы
упускаете свою возможность. Если семя не прорастает и не превращается в цветок,
оно совершает преступление - не против кого-то, - против себя. А самый большой
грех - грех перед собой. На самом деле мы грешим перед другими только после того,
как уже совершили этот первый, главный грех перед собой. Первые три чакры связаны с пищей,
деньгами, могуществом, господством, сексом. Пища - низшая из функций трех
низших чакр, секс - высшая. Это нужно понять. Пища ниже всего - одержимый
питанием человек принадлежит к наинизшему разряду животных. Он просто хочет
выжить. У него нет цели, он выживает ради выживания. Если вы спросите его
"зачем?" - у него не найдется ответа. - Я хотел бы иметь побольше земли, -
сказал мне однажды мулла Насреддин. - А зачем? - спросил я его. - У тебя
ее и так достаточно. - Я бы завел побольше коров, -
ответил он. - И что бы ты с ними делал? -
спросил я. - Продал бы и выручил денег. - Ну? И на что бы ты их потратил? - Купил бы побольше земли. - Для чего? - Чтобы завести побольше коров. Так человек попадает в порочный круг
и остается в нем навсегда: вы едите, чтобы жить, живете, чтобы есть. Это низшая
из возможностей. Самая примитивная форма жизни - амеба. Она просто ест, и всё.
У амебы нет половой жизни, она только поедает то, что ей доступно; амеба -
очень точный символ низшего человека. Единственный ее орган - рот: все ее тело
функционирует как один сплошной рот. Она непрестанно переваривает то, что
оказывается возле нее, - что бы ни оказалось рядом, она возьмет и переварит
это. Поглотит всем своим телом; ее тело - сплошной рот. Амеба все разрастается
и разрастается, становится все больше и больше, пока не наступит момент, когда
она становится настолько большой, что уже не может справиться со своим телом, -
и тогда она делится надвое. Теперь вместо одной амебы стало две, и они начинают
делать то же самое. Амеба просто ест и живет, а живет она для того, чтобы
побольше съесть. Некоторые люди так и остаются на
этом низшем уровне. Берегитесь этого - ведь жизнь может дать вам что-то
большее. Жизнь - это не просто выживание, но выживание для чего-то важного.
Выжить необходимо, но это само по себе - не цель, это лишь средство. Второй тип чуть-чуть повыше, чем
одержимый пищей, - это человек, маниакально жаждущий могущества, - политик. Он
стремится господствовать над людьми. Зачем? Глубоко внутри он ощущает себя
очень ущербным. И он хочет доказать миру: "Я кое-что да значу; я могу
властвовать, могу навести у вас порядок". Этот человек не навел порядок в
себе и взялся за целый мир, пытаясь навести порядок в нем. Он одержим собой.
Все равно, какое направление он изберет: если выберет деньги, то будет
беспрестанно накапливать деньги, - и они станут для него символом могущества.
Если выберет политику, то не остановится, пока не дойдет до конца - и все это
ни к чему. Настоящий человек стремится овладеть
собой, а не другими. Он хочет знать себя. И не пытается заполнить какую-то свою
внутреннюю брешь, подчиняя других. Настоящий человек любит свободу - и свою, и
чужую. На третьем месте - секс. И я говорю,
что секс лучше, чем еда и политика, он качественно выше тут есть взаимность.
Пищу вы просто поглощаете, не разделяя ее ни с кем. Господствуя, вы разрушаете,
здесь нет созидания. Секс же - наивысшая из возможностей нижнего уровня: вы
делитесь друг с другом энергией; вы занимаетесь творчеством, созиданием. Если
говорить о животном существовании, то секс - наивысшая ценность. И люди
застревают где-то тут, оставаясь с этой триадой. Четвертая чакра - анахата. Первые три чакры - животные, верхние три - божественные, а между ними находится четвертая, анахата - сердечная чакра, лотос сердца, чакра любви. И это - мост. Любовь - мост между животным и Божественным. Попытайтесь понять это как можно глубже, и в этом заключен весь смысл послания Кабира* - послания любви. Ниже сердца человек остается животным; выше сердца в нем начинается Божественное. Только в сердце он человечен. Вот поэтому человек, способный на чувства, любовь, молитву, слезы, смех, взаимность, сострадание, и является настоящим человеком. В нем начался рассвет человечности, его пронизывают первые лучи солнца. Далее
следуют пятая, шестая и седьмая чакры - вишуддха, аджна и сахасрара. С пятой
чакры любовь становится все более созерцательной, все более молитвенной. С
шестой чакры любовь утрачивает характер личностных взаимоотношений. Это даже не
молитва; это стало состоянием бытия. Дело не в том, что вы кого-то любите, нет.
Видимо, вы сами и есть любовь. Здесь нет вопроса, любить или не любить, -
любовью обращается вся ваша энергия. Вы не можете иначе. Теперь любовь стала
естественным потоком; любить для вас - все равно что дышать. Это безусловное
состояние. А с седьмой чакры, сахасрары, наступает самадхи: вы попали домой. Ту
же аллегорию вы можете найти и в христианской теологии - в повествовании о том,
как Бог за шесть дней сотворил мир, а на седьмой день отдыхал. Эти шесть дней
суть шесть чакр - шесть центров бытия. Седьмой - это отдых: человек пришел
домой, он отдыхает. Эта аллегория не была понята до конца. Христиане, - а
особенно христианские теологи, - никогда не копают достаточно глубоко. Их
понимание остается поверхностным, в лучшим случае - логичным, разумным, но
никогда не приближается к истинной сути. Бог создал мир: вначале - материю, а
после всего - человека. Пять дней он создавал все, чем полон мир, - материю,
птиц, животных, - а затем, на шестой день - мужчину. Напоследок же, в самом
конце шестого дня он создал женщину. И это очень символично: творение
завершилось женщиной, - даже мужчина не был последним. И сказано, что он создал
женщину из мужчины - тут аллегория становится еще красивее. Значит, женщина
есть усовершенствование мужчины, более чистый образец. Во-первых,
женщина - это интуиция, поэзия, воображение. Мужчина - воля, проза, логика,
рассудок. Символически можно представить так: мужчина - агрессия, женщина -
восприимчивость. Восприимчивость выше. Мужчина - это логика, рассуждения,
анализ, философия; женщина - религия, поэзия, воображение - то есть нечто более
подвижное, гибкое. Мужчина сражается с Богом. Наука - продукт чисто мужской, -
мужчина борется, воюет, стремится подчинить. Женщина никогда не сражается; она
приветливо встречает, она ждет, она уступает. И
христианская аллегория утверждает, что Бог создал мужчину прежде женщины.
Мужчина стоит на вершине всего животного царства, но если говорить о
человечестве, то женщина выше. Христианские теологи дают абсолютно ложную
интерпретацию этого предания - в духе мужского шовинизма. Они считают, что если
Бог создал мужчину раньше, то он важнее. Но тогда животные еще важнее! Где тут
логика? Они думают, что мужчина - это нечто ценное, а женщина - всего лишь
приложение. Мол, в последний момент Бог заметил, что чего-то не хватает, тогда
он взял у Адама косточку и сотворил женщину. Женщине не придают особого
значения, - так, помощница, чтобы мужчине было хорошо, чтобы не было ему
одиноко. При такой интерпретации выходит, будто женщина - существо сравнительно
маловажное - просто игрушка для мужчины, чтобы ему не было одиноко. Бог
настолько любил мужчину, что позаботился, как бы тому не стало грустно и
скучно... Нет, это неправда. Бог
создал женщину после мужчины, потому что не было другого пути. Вначале нужно
создать грубую энергию, и лишь потом ее можно облагородить. Нельзя прежде
облагородить, а потом создать. И в этой аллегории заключено послание: прежде
чем достичь седьмого уровня, каждый мужчина должен обрести женственность. Это
происходит в шестом центре. Йоги называют шестой центр аджна-чакрой - это центр
воли. Аджна значит "порядок", "команда". Шестой
центр - самый мощный, и многие тут останавливаются. Они предаются играм с
духовными энергиями и продолжают заниматься глупостями. В шестом центре мужчина
должен превратиться в женщину, обратив всю свою волю лишь к одной цели: ему
нужно обрести волю сдаваться. Воля сдаваться - величайшая вещь на свете, и
обрести ее можно лишь при наличии силы воли, - не обычной, а необычайной силы
воли. Обычно
вы считаете тех, кто сдается, слабаками. Вы ошибаетесь. Только очень сильные
люди способны сдаться - для этого нужна сила, огромная сила. Если вы сдаетесь
именно благодаря своей силе, то ваша сдача имеет смысл и значение. Когда воля в
шестом центре доходит до своей высшей концентрации, сдача возможна. Из силы
создается способность сдаваться, как из мужчины Бог создал женщину. | |
Категория: Духовность | Добавил: celovek (18.10.2008) | |
Просмотров: 781 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |